Комплексный подход к разработке погребов
Выполнение полного цикла работ "под ключ"
Мы готовы предложить вам подходящие бюджетные варианты
Наш девиз "Качество превыше всего"

Статьи и материалы

2014-10-24

Строительство погреба под домом — дополнительные квадратные метры очень полезной площади Любой хозяин дачи или просто частного дома должен понимать необходимость строительства погреба. В этом небольшом помещении можно организовать длительное хранение…

2016-12-15

Отопление дома – какие бывают системы обогрева и схемы разводки В стремление сделать свое жилье комфортным и независимым от различных к…

2016-12-25

Топочная на резервном твердотопливном, чугунном котле BUDERUS Logano G211 32 кВ и основном конденсационном котле BUDERUS Logomax GB 112 60 кВт. В качестве рез…



Монтаж отопления водоснабжения, акция, установка котельного оборудования. Компания ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ ПРОВОДИТ РАБОТЫ ПО УСТРОЙСТВУ автономного отопления и водоснабжения, монтаж котельной

Рекомендации по проектированию социальных приютов для детей и подростков

Главная / Новости / Рекомендации по проектированию социальных приютов для детей и подростков

Социальныеприюты для детей и подростков (далее СП) являются стационарными,реабилитационными, учебно-воспитательными учреждениями временного проживания,которые оказывают на территории административных округов г. Москвы,обслуживаемых ими, социальную помощь безнадзорным и беспризорнымнесовершеннолетним, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителейили законных представителей, и осуществляют комплекс мер по их социальнойреабилитации.

Являясьпромежуточной ступенью между улицей и различными типамивоспитательно-образовательных учреждений, СП за время, необходимое дляюридического решения дальнейшей судьбы ребенка, должны обеспечивать: все типыдиагностики физического и психического состояния воспитанника, комплекснуюмедицинскую, психолого-педагогическую, социальную реабилитацию исоциально-трудовую адаптацию несовершеннолетних, проживание и коррекционноеобучение.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1.Настоящие «Рекомендации» разработаны для г. Москвы, как дополнение кнормативным документам в строительстве и распространяются на проектированиеновых и реконструкцию существующих СП.

1.2.Настоящие «Рекомендации» устанавливают основные положения и требования кразмещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям иинженерному оборудованию СП.

1.3.Проектирование СП должно вестись в соответствии с положениями настоящих«Рекомендаций», а также требованиями нормативно-методических документов встроительстве, действующих на территории г. Москвы.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Внастоящих Рекомендациях приведены ссылки на следующие нормативно-методическиедокументы:

2.1. СНиП10.01-94. «Система нормативных документов в строительстве. Основныеположения».

2.2. СНиП 2.08.02-89*«Общественные здания и сооружения».

2.3. СНиП 21-01-97*«Пожарная безопасность зданий и сооружений».

2.4. СНиП2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских исельских поселений».

2.5. СНиП 2.04.09-84«Пожарная автоматика зданий и сооружений».

2.6. СНиП2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха».

2.7. СП2.4.2.782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников вразличных видах современных общеобразовательных учреждений».

2.8. СП 2.2.1/2.1.1.1076-01«Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых иобщественных зданий и территорий».

2.9. СН441-72* «Указания по проектированию ограждений площадок и участковпредприятий, зданий и сооружений».

2.10. МГСН 4.06-96 «Общеобразовательныеучреждения».

2.11. МГСН4.15-98 «Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей».

2.12. МГСН1.01-99 «Нормы и правила проектирования, планировки и застройки г. Москвы».

2.13. МГСН 4.12-97«Лечебно-профилактические учреждения»

2.14. МГСН 2.06-99«Естественное, искусственное и совместное освещение».

2.15. МГСН 2.05-99 «Инсоляция и солнцезащита».

2.16. МГСН2.01-99 «Энергосбережение в зданиях».

2.17. МГСН 4.07-96 «Дошкольные учреждения».

2.18. «Рекомендации попроектированию образовательных учреждений для детей, нуждающихся впсихолого-педагогической и медико-социальной помощи», М., 2000 г.

2.19. «Рекомендации попроектированию сети и зданий детских внешкольных учреждений для г. Москвы», М,1997 г.

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1.Назначением СП является оказание социальной поддержки безнадзорным ибеспризорным детям и подросткам, организация их временного проживания, оказаниеправовой, медицинской, психологической, педагогической помощи, дальнейшее жизнеустройство.

3.2.Основными направлениями деятельности СП являются:

-выявление безнадзорных и беспризорных детей и подростков, оставшихся безпопечения родителей;

-обеспечения временного проживания безнадзорных и беспризорныхнесовершеннолетних;

— осуществлениемедико-психологической, социально-психологической и психолого-педагогическойдиагностики, направленной на определение форм и степени их социальнойдезадаптации;

-организация индивидуальных психо-коррекционных мероприятий;

-организация мероприятий по социально-педагогической реабилитации;

-оказание помощи подросткам в профориентации и трудовой адаптации;

-организация мероприятий по культурно-эстетическому и физическому воспитанию;

— организациямероприятий, направленных на обеспечение защиты юридических прав и законныхинтересов безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних;

-организация мероприятий, направленных на дальнейшее устройствонесовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законныхпредставителей.

3.3.Деятельность СП определяется следующими принципами:

-возможность оперативной корректировки содержания, форм и методов диагностики,коррекции, реабилитации и адаптации в соответствии с индивидуальнымиособенностями детей и подростков;

-системность и ситуативность подходов к процессам реабилитации, образования,воспитания, оздоровления и развития детей и подростков;

-последовательность и неуклонность в юридической защите прав и интересов, атакже судьбы ребенка и возвращением его обществу.

3.4.Контингент воспитанников СП составляют беспризорные и безнадзорные дети иподростки в возрасте от 3 до 18 лет:

-оставшиеся без попечения родителей или законных представителей опеки;

-проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

-самовольно оставившие семью, ушедшие из образовательных учреждений длядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или других детскихучреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальныхучебно-воспитательных учреждении закрытого типа;

— неимеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

-заблудившиеся или подкинутые;

-оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощии (или) реабилитации.

В СП немогут быть помещены несовершеннолетние, страдающие алкоголизмом, наркоманией,психически больные с выраженными симптомами болезни, и лица, совершившие преступления. В случаевыявления указанных патологий в период нахождения в СП несовершеннолетние помещаютсяв соответствующие лечебно-профилактические учреждения органов здравоохраненияили в воспитательные учреждения органов внутренних дел.

3.5. Воспитанники находятся в СП втечение 6 месяцев, в отдельных случаях (невозможности быстрого решения всехюридических и моральных проблем) этот срок может быть увеличен на время,необходимое для решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии сдействующим законодательством. Из указанного срока 1 месяц воспитанникипроводят в приемном отделении.

3.6. СП должно быть полностьюрассчитано на использование внутренней инфраструктуры. Его воспитанники немогут посещать общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительногообразования, УПК, культурно-массовые и спортивные, и т.п. Функции этихучреждений должны быть обеспечены в СП за счет соответственной расширеннойноменклатуры помещений.

3.7. Оптимальной вместимостью СПявляется 70 мест, в том числе 20 мест — приемное отделение, 50 мест -стационарное отделение.

3.8. Состав и площади помещений СПдолжны определяться в соответствии с Разделом 5 настоящих Рекомендаций иуточняются в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, УЧАСТКУ И ТЕРРИТОРИИ

4.1. СП следуетразмещать в периферийной зоне города.

4.2.Размеры и составы зон участков определяются заданием на проектирование илипроектом, с учетом положений настоящего раздела.

4.3.Здания СП следует размещать на обособленных земельных участках. Расстояние отзданий СП до красной линии и от границы земельного участка СП до стен жилыхдомов следует принимать в соответствии с МГСН 4.06-96.

4.4.Площадь участка СП принимается из расчета 80-120 м2 на 1 место сучетом размещения на участке площадок и сооружений оздоровительного идосугового характера.

4.5. Всоставе территории участка СП предусматриваются следующие зоны:

-общественная и проживания;

-физкультурно-оздоровительная;

-изолятора;

— приемногои карантинного отделения;

-хозяйственная.

4.6. Взоне размещения функциональных блоков общественного назначения и проживания углавного входа рекомендуется предусматривать мощеную площадку для массовыхсборов воспитанников.

4.7. Вфизкультурно-оздоровительной зоне рекомендуется предусматривать игровые испортивные площадки, теневые навесы для отдельных групп детей.

Площадьигровых площадок следует принимать 6-8 м2 на 1 ребенка из расчетаодновременного присутствия всех детей дошкольного возраста и 40-50 % детейшкольного возраста. Площадки должны иметь травянисто-песчаный покров. Теневыенавесы — 2 м2 на 1 место — должны примыкать к игровым площадкам ибыть рассчитаны на проведение игр в плохую погоду, а также на возможностьпроведения занятий с детьми на воздухе. Теневые навесы должны иметь дощатый поли ветрозащитные стенки с двух-трех сторон.

Наигровых площадках для детей дошкольного и младшего школьного возрастарекомендуется предусматривать следующее оборудование: качели, качалки, грибки,скамейки для отдыха, песочные дворики с ящиками для хранения песка, столы дляигр с песком, а также оборудования для развития всех основных видов движения(для лазания, скатывания, перелезания).

Для детейсреднего и старшего школьного возраста рекомендуется предусматривать:комбинированную площадку для спортивных игр 60´40 м; гимнастическую площадку 15´16 м.

4.8.Площадку для игры с мячом следует располагать на расстоянии не менее 25 м отокон здания, а при наличии ограждения высотой 3 м — не менее 15 м. Площадки длязанятий физкультурой — на расстоянии не менее 10 м.

4.9.Изолятор и приемное отделение должны иметь самостоятельные выходы на участок:изолятор — 1 выход, приемное отделение — 2 выхода (для санпропускника икарантинного отделения).

4.10.Изолятор и приемное отделение должны иметь подъездные пути, обеспечивающиевозможность проезда специального транспорта для доставки вновь прибывающихдетей и эвакуации заболевших.

4.11. Взоне приемного отделения (карантинного отделения) следует предусматривать теневыенавесы (2 м2 на 1 место) с примыкающими игровыми площадками (6-8 м2на 1 место) из расчета одновременного присутствия 50-60 % детей, находящихся вприемном отделении. Зона приемного отделения должна быть удалена отфизкультурно-оздоровительной зоны СП и иметь ограждение высотой не менее 2 м.

4.12.Площадь озеленения должна составлять не менее 40 % от общей площади участка всоответствии с СП2.4.2.782-99. В зеленой зоне рекомендуется предусматривать газоны снизкорастущими декоративными растениями. Учитывая специфику контингентавоспитанников, не допускается применение посадок деревьев и кустарников (исключениевозможности спрятаться).

4.13.Хозяйственная зона должна иметь отдельный въезд (вход) и размещаться со стороныпроизводственных помещений столовой. На ее территории допускается размещатьгараж служебных машин, навесы для инвентаря и оборудования, мусоросборники ит.п.

4.14.Земельный участок СП должен иметь глухое ограждение высотой не менее 2 м спроходной для охраны в соответствии с требованиями СН441-72*.

4.15.Участок СП должен быть освещен в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95.

4.16. Научастке СП должно быть предусмотрено не менее двух въездов (одинхозяйственный), проезды должны иметь твердое покрытие и ширину не менее 3 м;планировка участка должна обеспечивать подъезды пожарных машин ко всем зданиям,а также объезды вокруг них (СНиП 21-01- 97*).

4.17. Дляавтомашин сотрудников СП следует предусматривать открытую стоянку всоответствии с требованиями МГСН1.01-99.

5. ТРЕБОВАНИЯ К АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ И ИНЖЕНЕРНОМУОБОРУДОВАНИЮ

Общиетребования.

5.1. Всостав СП входят следующие функциональные группы помещений:

-вестибюльная;

-приемного отделения;

-социально-правовой помощи;

-диагностики социальной дезадаптации;

— проживания(стационарное отделение);

— общегообразования и начальной профессиональной подготовки;

-лечебно-реабилитационная (психолого- и медико-коррекционные, медицинские);

-досуговая и физкультурно-оздоровительная;

-изолятора;

-питания;

— административно-бытовая;

-хозяйственного обслуживания.

Архитектурно-планировочныерешения СП должны учитывать требования функционального зонирования помещений сучетом осуществляемой в них деятельности.

Различные функциональные группыпомещений, рассчитанные на работу с детьми, помимо своих основных функций,должны обеспечивать также коррекционную функцию, что учитывается составом иплощадями их помещений и должно быть отражено в архитектурно-планировочныхрешениях.

5.2. При проектировании помещенийСП рекомендуется пользоваться габаритными схемами, приведенными в Приложениях.Рекомендуемые площади помещений в зависимости от конкретных планировочных иконструктивных решений могут быть откорректированы (уменьшены или увеличены) на15 %.

5.3. Функциональные группыпомещений могут размещаться либо в отдельных корпусах или блоках, либонепосредственно примыкающих друг к другу, либо соединенных отапливаемымипереходами. Учитывая специфику контингента воспитанников, необходимопредусмотреть возможность полной изоляции отдельных блоков. В случаенепосредственного примыкания корпусов (блоков) должны предусматриватьсяпожарные отсеки площадью не более 5000 м2, разделяемыепротивопожарными стенами 1-го типа (в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89*),а из каждого пожарного отсека должно быть предусмотрено не менее двухэвакуационных выходов, один из входов допускается предусматривать в соседнийблок.

5.4. Здания СП не должны превышать3 этажей (СП2.4.2.782-99, п. 2.3.4.).

5.5. Объемно-планировочная структураздания должна обеспечивать оптимальные условия осуществления протекающих в немфункциональных процессов, отражать специфику учреждения и обеспечиватькомфортные условия эксплуатации и необходимую связь с участком.

5.6. Ширина лестничных маршей должнабыть не менее 1,35 м. Лестничные марши и площадки должны иметь защитноеограждение на всю высоту. Лестничные марши должны быть оборудованы поручнями наразной высоте (0,9 м и 0,7-0,75 м) в соответствии с положениями Пособияк МГСН 4.05-95.

Ширину дверей основных помещенийследует принимать не менее 1 м.

Ширину коридоров в группахпомещений административно-бытового, методического и хозяйственного назначенияследует принимать не менее 1,4 м; а во всех группах помещений, рассчитанных наработу с детьми — не менее 2,2 м.

Ширина рекреационных помещенийдолжна приниматься не менее 4 м.

5.7. Высота наземных этажей зданияСП должна быть не менее 3,3 м (от пола до пола вышележащего этажа). Высотазрительного зала принимается не менее 3,6 м, высота спортзала — 6 м (до низанесущих конструкций).

5.8. Внутренняя отделка помещенийСП должна быть выполнена из материалов, разрешенных для применения органамиГоссанэпиднадзора Минздрава РФ, допускающих влажную уборку, а также применениедезинфицирующих средств.

5.9. Все помещения групп общегообразования, начальной профессиональной подготовки и лечебно-реабилитационныхпомещений, рассчитанные на пребывание детей, должны быть оборудованыумывальниками.

5.10. В помещениях рекреаций, фойе,и холлах рекомендуется организовывать уголки релаксации с зеленыминасаждениями, фонтанчиками, аквариумами и т.д.

5.11.Естественное освещение в помещениях следует проектировать в соответствии с требованиямиМГСН2.06-99.

5.12. Всеосновные учебные помещения и помещения начальной профессиональной подготовкидолжны иметь КЕО не менее 1,5 на поверхности столов и освещаться боковым слевой стороны светом. Для организации мобильных форм ведения занятий необходимопредусматривать равномерное освещение по всей рабочей плоскости в помещении засчет дополнительного верхнего света или дополнительного искусственногоосвещения в глубине помещения.

5.13.Допускается не предусматривать естественного освещения:

— взрительном зале, в конференц-зале;

— вкоммуникациях и коридорах, не являющихся рекреационными помещениями;

— вумывальных, душевых и уборных при спортивном зале, санитарных узлах дляперсонала, комнатах личной гигиены женщин;

— врадиоузле;

— вбуфете для персонала;

— вкладовых инвентаря, комнатах хранения предметов уборки;

— впомещениях технических служб.

В зависимостиот архитектурно-планировочного решения допускается проектировать сискусственным освещением санитарные узлы для детей и подростков (при соблюдениинеобходимой кратности обмена воздуха).

5.14.Санитарные узлы и туалетные комнаты в СП проектируются с учетом спецификиработы каждого подразделения в соответствии с действующими нормативнымидокументами: МГСН4.15-98, МГСН4.06-96, МГСН 4.07-96,СП2.4.2.782-99.

Общийрасчет количества санитарных узлов СП принимается в соответствии с«Рекомендациями по проектированию образовательных учреждений для детей,нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» Общееколичество санитарных приборов принимается из расчета: на каждые 20 мест по дваунитаза для мальчиков и для девочек, 2 писсуара в уборной для мальчиков, 1умывальник на каждые 30 мальчиков и 30 девочек.

Учитываяспецифику контингента воспитанников, размещение санитарных приборовосуществляется только в общих санитарных узлах в открытых кабинах.

5.15. Вкомнатах хранения уборочного инвентаря следует предусматривать умывальник ислив.

5.16.Инсоляцию помещений, в которых находятся дети, следует предусматривать в соответствиис требованиями МГСН4.06-96 и СП 2.2.1/2.1.1.1076-01.

5.17.Отопление и вентиляцию зданий следует проектировать в соответствии стребованиями СНиП2.04.05-91*, МГСН4.06-96, МГСН2.01-99.

5.19.Энергоснабжение, электрооборудование, электрическое освещение здания и наружноеосвещение территории следует предусматривать в соответствии с требованиями МГСН2.06-99 , МГСН4.06-96, МГСН2.01-99.

5.20.Здания должны проектироваться с учетом максимального энергосбережения всоответствии с требованиями МГСН2.01-99.

5.21.Здания следует проектировать не менее II степениогнестойкости в соответствии с СНиП 21-01-97*.

5.22. В зданиях должна бытьпредусмотрена автоматическая пожарная сигнализация в соответствии стребованиями СНиП2.04.09-84. Перечень помещений, в которых необходимо предусматриватьавтоматическую пожарную сигнализацию, следует определять в соответствии с МГСН 4.06-96 и МГСН4.15-98. Сигнал о срабатывании системы АПС (автоматической пожарнойсигнализации) выводится в помещение с круглосуточным пребыванием персонала.

5.23. На путях эвакуации из зданиядолжно быть предусмотрено аварийное и эвакуационное освещение, проектируемое всоответствии с требованиями СНиП 21-01-97* и СНиП 23-05-95.

Вестибюльная группа помещений

5.24. Рекомендуемый составпомещений вестибюльной группы СП приведен в таблице 5.1.

5.25. Гардероб для верхней одеждыперсонала и посетителей рекомендуется предусматривать в отдельном помещении привестибюле.

5.26. В состав вестибюльной группырекомендуется включать комнату свиданий воспитанников с посетителями состекленным проемом в стене, смежной с коридором для организации наблюдения.

5.27. В помещениях приемногоотделения (карантинного отделения) следует предусматривать вестибюль, площадьюне менее 30 м2.

5.28. В составе оборудованиягардероба для детей при карантинном отделении рекомендуется предусматриватьсушильные шкафы для одежды и обуви с подогревом и вытяжкой, а также вешалкиконсольного типа.

5.29. Привходах в здание следует предусматривать тамбуры.

Таблица 5.1.

Рекомендуемые состав и площади помещений вестибюльной группы.

№№

п.п.

Наименование помещений

Площадь помещений, м2

Примечание

Ha 1 место

Всего

1.

Вестибюль

0,5

С учетом численностиперсонала и посетителей

2.

Гардероб для верхнейодежды персонала и посетителей

0,1

 

3.

Комната свиданий спосетителями

12

 

4.

Помещение дежурногоадминистратора

10

В ночное времяиспользуется для вахтера

5.

Санитарный узел сумывальником в шлюзе

3

 

6.

Комната храненияпредметов уборки

4

 

Группапомещений приемного отделения.

5.30.Состав и площади помещений приемного отделения приведены в таблице 5.2.

5.31.Назначение приемного отделения:

— уточнение личности несовершеннолетнего,места проживания его родителей или лиц их заменяющих, места его обучения;

— извещение родителей или лиц, ихзаменяющих, директора учебного или интернатного учреждения о месте нахождениянесовершеннолетнего;

— проведение первичного медицинскойдиагностики (определение состояния здоровья ребенка и необходимых мероприятийпо нормализации психического и физического состояния воспитанника, а такжепрофилактических мероприятий), направление при наличии показаний на лечение встационарное медицинское учреждение;

— проведение первичнойпсихолого-медико-педагогической диагностики (определение социального диагноза ивозможных путей психологической реабилитации, а также индивидуального подходадля полноценного развития личности каждого воспитанника);

— оказание первичнойпсихологической помощи (ослабление психического напряжения у детей, преодолениеострой кризисной ситуации).

5.32. Группу помещений приемногоотделения следует размещать в отдельном блоке, который соединяется с остальнымипомещениями СП через специальный тамбур-шлюз, или в отдельном корпусе. Втамбуре-шлюзе следует размещать умывальник и вешалку для смены халатов.

5.33. Помещения приемного отделениядолжны быть разделены на две зоны:

— санитарного пропускника;

— карантинного отделения.

В каждую из этих зон необходимопредусматривать отдельный вход с участка. Друг с другом зоны необходимосоединять через переходный тамбур-шлюз. Причем, связь помещений санпропускникас другими помещениями СП возможна только через помещения карантинного отдаления.

5.34. Функционально-планировочнаясхема и взаимосвязь помещений приемного отделения представлены на Рис. 1.

5.35. Карантинное отделение состоитиз двух жилых секций (для мальчиков и для девочек) по 10 чел. и общихпомещений: медицинских, психо-коррекционных, столовой и хозяйственных помещенийкухни. Следует предусмотреть возможность полной изоляции каждой секции.

5.36. В спальных комнатахкарантинного отделения необходимо предусматривать остекленный проем в стене,смежной с коридором, для наблюдения за воспитанниками.

5.37. Спальные комнатырекомендуется оборудовать только кроватями и стульями.

5.38. Санитарные узлы и душевыерекомендуется предусматривать на каждую секцию отдельно. В состав санитарногоузла следует включать: унитаз и умывальник. В состав душевой следует включать:душ и умывальник. В секции для мальчиков в состав оборудования санитарного узласледует включать писсуар; а в секции для девочек — биде.

5.39. В состав карантинногоотделения входят кабинет психотерапевта, который рассчитан на проведениеиндивидуальных психо-коррекционных занятий. Основная функция данного кабинета -оказание первичной психологической помощи.

РИС. 1.ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОМЕЩЕНИЙ ПРИЕМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Таблица 5.2.

Рекомендуемые состав и площади группы помещений приемногоотделения.

№№

п.п.

Наименование помещений

Площадь помещений, м2

Примечания

А.Санпропускник.

1.

Приемная

12

 

2.

Смотровая с первичной обработкой

12

 

3.

Одевальная для мальчикови для девочек

6´2

 

4.

Кабинет врача дляпервичного осмотра

14

 

5.

Лабораторияэкспрессанализов

12

 

6.

Душевая для мальчиков идля девочек

4´2

В состав оборудования входит:ванна, умывальник

7.

Санузлы для мальчиков идля девочек с умывальниками

3´2

В состав оборудованиявходит: 1 унитаз, 1 умывальник

8.

Санузел персонала сумывальником

3

 

9.

Комната храненияпредметов уборки

4

 

10.

Дезкамера

4

Может размещаться вподвале, оборудуется принудительной вентиляцией

11.

Помещение для утилизации волос и одежды

6

Может размещаться вподвале, оборудуется вытяжкой и принудительной вентиляцией

Б.Карантинное отделение

1.Жилая секция на 10 чел. (2 секции)

1.

Спальные комнаты:

 

 

 

— на 1 место

6

 

 

— на 4 места

16

 

 

— на 5 мест

20

 

2.

Игровая

36

 

3.

Комната приготовленияуроков

36

 

4.

Душевая

4

В состав оборудованиявходят: душ, умывальник

5.

Санузел

4

В состав оборудованиявходят: унитаз, умывальник, писсуар или биде

6.

Комната дежурноговоспитателя с санузлом в шлюзе

10+3

 

2.Общие помещения

1.

Кабинет заведующегоотделением

14

 

2.

Кабинетврача-консультанта

14

 

3.

Процедурная

12

 

4.

Кабинет психотерапевта

14

 

5.

Комната дежурноймедицинской сестры

10

 

6.

Столовая

36

 

7.

Буфетная

8

 

8.

Моечная посуды

4

 

9.

Санузел персонала сумывальником

3

 

10.

Комната храненияпредметов уборки

4

 

Группапомещений отделения социально-правовой помощи.

5.40. Рекомендуемыйсостав и площади помещений отделения социально-правовой помощи приведены втаблице 5.3.

5.41.Основное назначение отделения — оказание содействия в дальнейшем жизненномустройстве несовершеннолетних, проживающих в СП, т.е. возвращение в семью,интернатное учреждение, оформление, документов на передачу под опеку, напопечение и т.д.

5.42.Отделение социально-правовой помощи рассчитано на проведение мероприятий,направленных на:

-коррекцию семейных отношений, в т.ч. разрешение кризисных ситуаций в семье;

— приневозможности преодоления дисфункциональности семьи, содействие в образованииопекунской семьи;

— организацию коммуникативной средыдля адаптации потенциальных опекунов и несовершеннолетних;

— при невозможности созданияопекунской семьи, содействие в переводе воспитанника в интернатное учреждение;

— оказание юридической помощи исодействие правовой защите несовершеннолетних.

5.43. Отделение социально-правовойпомощи рекомендуется размещать непосредственно при вестибюльной группепомещений.

5.44. Все кабинеты специалистоврассчитаны на работу с детьми и родителями (опекунами). Рекомендуемый составоборудования: стол специалиста, компьютерный стол, стеллажи, журнальный столикс 4 креслами.

5.45. В состав отделения входятпомещения «Родительского клуба». Основное назначение его — создание условий дляобщения и адаптации опекунов и несовершеннолетних. Рекомендуемый составоборудования: обеденный стол со стульями, шкаф с посудой, уголок отдыха с мягкоймебелью, подсобный столик с микроволновой печью и чайником, раковина.«Родительский клуб» рассчитан на пребывание группы до 6 чел. При «Родительскомклубе» следует предусматривать лаборантскую с зеркалом «гезелла» в стене,смежной с основным помещением, для скрытого наблюдения.

Таблица 5.3.

Рекомендуемые состав площади помещений социально-правовойпомощи

№№

п.п.

Наименование помещений.

Площадь помещения, м2

Примечания

1.

Кабинет заведующегоотделением

14

 

1.

Кабинет психолога

18

Приложение, Рис. П.1.

2.

Кабинет юриста

18

 

3.

Кабинет специалиста повосстановительному правосудию

18

 

4.

Родительский клуб слаборантской

36+9

Приложение, Рис. П.2.

5.

Архив

12

 

6.

Санитарный узел сумывальником

3

 

Помещениядиагностики социальной дезадаптации.

5.46. Рекомендуемый состав и площадипомещений диагностики социальной дезадаптации приведены в таблице 5.4.

5.47. Группа помещений диагностикисоциальной дезадаптации обеспечивает проведение мероприятий, направленных на:

— диагностику психофизическогоразвития воспитанника;

-выявление формы и степени социальной дезадаптированности;

-проведение психолого-педагогической диагностики с целью установления уровняобученности и соответствия заявленному году обучения.

5.48.Группа помещений диагностики обслуживает как карантинное, так и стационарноеотделения,

5.49.Кабинеты диагностики рассчитаны на проведение индивидуальной работы.Рекомендуемый состав оборудования кабинетов: стол специалиста, компьютерныйстол, стеллажи, уголок индивидуальной психотерапии (2 кресла и журнальныйстолик).

Таблица 5.4.

Рекомендуемые состав в площади помещений диагностики социальнойдезадаптации.

№№

п.п.

Наименование помещений.

Площадь помещений, м2

Примечания.

1.

Кабинет заведующегоотделением

16

 

2.

Кабинет социальногопедагога

16

 

3.

Кабинет специалиста посоциальной работе

16

 

4.

Кабинет психолога

16

 

5.

Кабинетпсихофизиологического тестирования

22

 

Помещенияпроживания (стационарное отделение).

5.50.Рекомендуемые состав и площади помещений проживания приведены в таблице 5.5.

5.51.Помещения проживания рекомендуется проектировать в виде изолированных секций, организованныхпо половозрастному принципу, а также степени социальной адаптированностивоспитанников:

— группыдля детей младшего возраста (от 3 до 9 лет);

— группыдля детей среднего и старшего возраста (от 10 до 18 лет);

— группы,организованные по «семейному» принципу.

Первыедве группы организованы по половозрастному принципу. Третья группа — длядетей разного возраста, психологически готовых к проживанию в семье.

5.52. Всоответствии с возрастом и степенью социальной адаптации рекомендуется триосновных типа жилых секций:

1. типдошкольного учреждения, когда все помещения секции образуют единый блок (длядетей от 3 до 9 лет);

2. типкоридорной системы, когда спальни с другими помещениями жилой ячейки связанычерез коридор (для подростков от 10 до 18 лет);

3. тип«квартирный», когда жилые помещения проектируются для группы детей, образующих«семью». В этом случае группа детей может быть как одновозрастная, так иразновозрастная.

5.53. Рекомендуемаявместимость жилых секций первого и второго типа составляет 10 чел., третьеготипа — 5 чел.

5.54. Приорганизации жилых секций следует предусмотреть возможность их полной изоляции.

5.55. Входы в помещения жилых группвсех типов, в том числе и «семейных», рекомендуется организовывать черезраздевальные.

В случае если входы в группы жилыхпомещений предусматриваются через общий вестибюль, раздевальные должны бытьпредусмотрены при нем. Они располагаются в открытых помещениях, выделенныхоборудованием.

Раздевальные следует оборудоватьсушильными шкафами для одежды и обуви с подогревом и вытяжкой, а такжесекционными шкафами для хранения детской одежды и обуви.

5.56. Санитарные узлы в жилыхсекциях, проектируемых по принципу дошкольного учреждения, размещаются втуалетной, смежной с групповой. В состав санитарного узла входят: два унитаза вкабинках, огороженных экранами, один душевой рожок с поддоном, две ногомойки,шкаф для хранения горшков, поддон для мойки горшков.

5.57. В жилых секциях, проектируемыхпо коридорному типу, санитарные узлы и душевые организуются на секцию.Рекомендуемый состав оборудования санитарного узла: унитаз и умывальник.Рекомендуемый состав оборудования душевой: душ и умывальник. В секции длямальчиков в состав оборудования санитарного узла следует включать писсуар. Всекции для девочек — кабину личной гигиены (умывальник и биде).

5.58. В группах, комплектуемых по«семейному» принципу, санитарные узлы предусматриваются общими на квартиру. Всостав оборудования санитарного узла входят: унитаз и умывальник. В составоборудования туалетной входят: унитаз, умывальник, душ.

5.59. Во всех секциях следуетпредусмотреть возможность организации одной одноместной спальной комнаты, чтообъясняется наличием в контингенте воспитанников детей с выраженнойакцентуацией характера и агрессивностью поведения.

5.60. Вспальных комнатах всех типов должны быть предусмотрены незакрывающиеся дверныепроемы с целью организации постоянного наблюдения за воспитанниками.

5.61. Всостав оборудования спальных комнат рекомендуется включать только кровати истулья.

5.62. Всостав секций 1 и 2 типа следует включать кабинет индивидуальной работы сребенком для проведения занятия с логопедом, дефектологом, психотерапевтом.Рекомендуемый состав оборудования кабинета: стол специалиста, два кресла,журнальный столик.

5.63.Помещения игровых и групповых должны быть приспособлены к проведению групповыхпсихо-коррекционных занятий (ситуационных игр, «лего» и т.п.), для этого всостав оборудования должен входить стол длиной 2 м.

5.64.Секции, проектируемые по «семейному» принципу, организуются для выпускниковприютов, прошедших коррекционно-психологическую реабилитацию. Этот типпроживания является оптимальным для дальнейшей адаптации детей в общество(возвращение в родную семью или дальнейшее воспитание в «замещающей семье»).

Дляповышения эффективности социальной адаптации детей в «семейной» жилой секции,мебель и оборудование ее должны быть максимально приближены к «домашнему»варианту.

5.65.Питание для детей, проживающих в «семейной» секции организуется непосредственнов группе, для чего в состав помещений следует включать столовую с кухней-нишей,оборудование которой составляют: мойка, разделочный стол, шкаф для храненияпосуды, электрическаяплита для подогрева пищи. Подобное решение жилой секции дает возможностьпровести весь комплекс мероприятий по социально-бытовой реабилитациивоспитанников.

Таблица 5.5.

Рекомендуемые состав и площади помещений проживания.

№№

п.п.

Наименование помещений

Площадь помещений, м2

Примечания

1.Жилая секция по типу дошкольного учреждения.

1.

Спальная на 9 мест

36

Приложение, Рис. П.3.

2.

Спальная на 1 место

6

-²-

3.

Групповая

36

Приложение, Рис. П.4.

4.

Кабинет индивидуальнойработы с ребенком

16

 

5.

Комната дежурноговоспитателя с санитарным узлом в шлюзе

10+3

Состав оборудования:унитаз, умывальник, душ

6.

Санитарный узел длядетей

20

 

7.

Комната храненияпредметов уборки

4

 

2.Жилая секция по типу коридорной системы.

1.

Спальная на 5 мест

20

Приложение, Рис. П.5.

2.

Спальная на 4 места

16

-²-

3.

Спальная на 1 место

6

-²-

4.

Игровая

36

Приложение, Рис. П.6.

5.

Комната приготовленияуроков

36

-²-

6.

Кабинет индивидуальнойработы с ребенком

16

 

7.

Санитарный узел длядетей

3

 

8.

Кабина личной гигиеныдля девочек

2

 

9.

Душевая

4

 

10.

Комната дежурноговоспитателя с санитарным узлом в шлюзе

10+3

Состав оборудования:унитаз, умывальник, душ

11.

Комната храненияпредметов уборки

4

 

3.Жилая секция по типу квартиры.

1.

Спальная на 4 мест

16

 

2.

Спальная на 1 место

6

 

3.

Игровая

36

 

4.

Гостиная

36

 

5.

Столовая с кухней-нишей

20+5

 

6.

Комната «мамы»

10

 

7.

Санузел

2

 

8.

Туалетная

4

 

Помещенияобщего образования и начальной профессиональной подготовки.

5.66. Рекомендуемые состав иплощади помещений общего образования и начальной профессиональной подготовкиприведены в таблице 5.6.

5.67. Данная группа помещенийобеспечивает проведение мероприятий, направленных на:

— обучение по образовательнымпрограммам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей иподростков, на уровне, предусмотренном законом «Об образовании»;

— психолого-педагогическую помощь вусвоении образовательных программ;

— дополнительное образование поинтересам (кружки);

— социальное образование детей сотклонениями в развитии;

— начальное профессиональноеобразование;

— трудовую терапию и привитиеустойчивых навыков к труду;

— социально-бытовую адаптацию ипривитие навыков самостоятельного жизнеобеспечения.

5.68. Наполняемость классов имастерских принимается в соответствии с «Рекомендациями по проектированиюобразовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической имедико-социальной помощи» — 9 чел.

5.69. В составе помещений общегообразования и начальной профессиональной подготовки следует предусматриватьрекреации с живыми уголками из расчета 1,2 м2 на 1 учащегося.

5.70. Во всех классах, кромеспециализированных кабинетов, рекомендуется предусматривать зону психологическойразгрузки из расчета 10 % общей площади класса, на которых следует располагатьковер и мягкую мебель.

5.71. Количествонеспециализированных классных помещений определяется в каждом конкретном случаезаданием на проектирование.

5.72. В состав помещений общегообразования входит библиотека площадью 90 м2 с читальным залом икнигохранилищем.

5.73. Проектирование санитарныхузлов при учебных помещениях осуществляется в соответствии с МГСН 4.06-96.

5.74. Состав и профиль мастерскихначальной профессиональной подготовки и кружковых помещений в каждом конкретномслучае уточняются заданием на проектирование.

Номенклатура видов начальнойпрофессиональной подготовки должна быть расширенной, предоставляющейвозможность подбирать каждому ребенку занятия, соответствующие его склонностям.

5.75. Учитывая спецификуконтингента воспитанников, планировка мастерских для занятий, проведениекоторых связано с использованием ценного оборудования, должна обеспечиватьвыделение двух зон доступности:

— зону занятий с руководителем;

— зону ограниченной доступности(хранения ценного оборудования, сырья, изделий).

5.76. При помещениях начальнойпрофессиональной подготовки следует предусматривать кладовые для храненияматериалов и готовых изделий.

5.77. Мастерские следуетоборудовать шкафами для хранения спецодежды.

Вентиляциюпомещений начальной профессиональной подготовки, в частности с процессамиобучения, связанными с выделением химических веществ и пыли (мастерскиерадиотехники, электроники, монтажные и др.) следует предусматривать всоответствии со СНиП 2.04.05-91*.

5.78. В связис тем, что у воспитанников СП полностью отсутствуют элементарные навыки ведениядомашнего хозяйства, кулинарная мастерская является обязательной и должнавключать в свой состав две зоны: зону производства и зону «чаепития». Воборудование первой зоны входят разделочные столы, плита, холодильник, шкафсухих продуктов, шкаф кухонной посуды, мойка. Оборудование второй зонысоставляют обеденный стол со стульями, шкаф с чайной посудой.

Таблица 5.6.

Рекомендуемые состав площади помещений общего образования и начальнойпрофессиональной подготовки.

№№

п./п.

Наименование помещений

Площадь помещений, м2

Примечания

Ha 1 учащегося

Всего

А.Помещения общего образования.

1.

Класс с уголкомрелаксации

5,5

50

Приложение, Рис. П.7.

2.

Кабинет занятий физикойи химией с двумя лаборантскими

5,0

45

14´2

Приложение, Рис. П.8.

3.

Компьютерный класс

5,5

50

Приложение, Рис. П.9.

4.

Класс рисования -изостудия с кладовой

38+14

Приложение, Рис. П.10.

5.

Библиотека с книгохранилищеми читальным залом

90

 

6.

Рекреационный холл сживым уголком

1,2

 

7.

Санитарные узлы длямальчиков и девочек с умывальниками в шлюзе

 

16´2

 

Б.Помещения начальной профессиональной подготовки.

1.

Мастерские начальнойпрофессиональной подготовки с кладовыми

7,5

68+12

3 мастерские

2.

Кружковые комнаты

5,0

3 помещения Приложение,Рис. П.11

3.

Кулинария

4,5

Приложение, Рис. П.12

4.

Театрально-художественнаямастерская с кладовой

49+15

 

5.

Кинофотолаборатория

18

 

6.

Комната музыкальных занятийс кладовой инструментов

32+14

Приложение, Рис. П.13.

7.

Санитарные узлы длямальчиков и девочек с умывальниками в шлюзе

16´2

 

8.

Санитарный узел персоналас умывальником

3

 

9.

Комната храненияпредметов уборки

4

 

Лечебно-реабилитационныепомещения (психолого- и медико-коррекционные, медицинские).

5.79. Рекомендуемые состав и площадилечебно-реабилитационных помещений приведены в таблице 5.7. Состав, количествокабинетов и их площади должны уточняться заданием на проектирование в каждомконкретном случае.

5.80. Группа лечебно-реабилитационныхпомещений предназначена для проведения мероприятий, направленных на:

— лечение, оздоровление ипрофилактику физических и психических заболеваний у воспитанников;

— нормализацию психическогосостояния воспитанников;

— преодоление отклонений вэмоционально-волевой сфере детей;

— социально-средовую адаптациюдетей.

5.81. Медицинские помещения следуетпроектировать с учетом положений МГСН 4.12-97 и Пособия попроектированию учреждений здравоохранения к СНиП 2.08.02-89*. Все помещенияданной группы рассчитаны на индивидуальную работу с воспитанниками.

5.82. Психолого-коррекционныепомещения предназначены для проведения мероприятий, направленных на:

— индивидуальную психологическуюкоррекцию;

— преодоление социальнойдезадаптации.

5.83. В состав оборудованиякабинета групповой психотерапии рекомендуется включать кресла, журнальныйстолик, компьютерный стол специалиста. Кабинет рассчитан на проведение занятийгруппы из 9 чел.

5.84.Кабинет социального педагога рассчитан на проведение занятий с детской группойиз 3 чел. Данный кабинет представляет собой классное помещение с уголкомрелаксации.

5.85.Кабинет релаксации рассчитан на проведение индивидуальной психотерапевтическойкоррекции. В состав оборудования его рекомендуется включать мягкую мебель(кресло или диван), светомузыкальную установку, аквариум с рыбками, зеленыйуголок.

5.86.Группа медико-коррекционных помещений рассчитана на профилактику соматическихзаболеваний у воспитанников и общее укрепление организма.

5.87.Кабинет групповых занятий ЛФК рассчитан на проведение занятий в группе из 9чел.

Таблица 5.7.

Рекомендуемые состав и площади лечебно-реабилитационных помещений(психолого- и медико-коррекционных, медицинских).

№№

п.п.

Наименование помещений

Площадь помещений, м2

Примечания

А.Медицинские помещения.

1.

Кабинет врача — педиатра

14

 

2.

Кабинет дефектолога

14

 

3.

Кабинет нарколога

14

 

4.

Кабинет медицинскойсестры

14

 

5.

Процедурная

18

 

Б.Психолого-коррекционные помещения

1.

Кабинет психолога

14

 

2.

Кабинет групповой психотерапии

44

Приложение, Рис. П.14.

3.

Кабинет социального педагога

26

Приложение, Рис. П.15.

4.

Кабинет релаксации

12

 

В.Медико-коррекционные помещения.

1.

Фитокабинет с кладовой

14+6

 

2.

Ингаляторий на 3 местасо стерилизационной

15

 

3.

Кабинет физиотерапии сподсобной комнатой

24+8

 

4.

Кабинет групповых занятийЛФК с кладовой и раздевалкой

60+6+8

Приложение, Рис. П.16.

5.

Кабинет массажа на 1место

8

 

6.

Санузлы для мальчиков идля девочек с умывальниками в шлюзе

16´2

 

7.

Санузел персонала сумывальником

3

 

8.

Комната храненияпредметов уборки

4

 

Досуговыеи физкультурно-оздоровительные помещения

5.88. Рекомендуемый состав и площадидосуговых и физкультурно-оздоровительных помещений приведены в таблице 5.8.

5.89. Эта группа помещенийобеспечивает проведение мероприятий, направленных на:

— формирование у детей и подростковпотребности в групповом и межличностном общении;

— физическое развитие,предоставление позитивной возможности дать выход своей энергии.

5.90. Актовый зал рекомендуетсяпроектировать на 120 % вместимости стационарного отделения (в расчете наперсонал и гостей).

5.91. При актовом залерекомендуется предусматривать фойе — зимний сад, который может быть такжеиспользован для музея детских поделок.

5.92. Спортивный зал рекомендуетсяразмещать не выше второго этажа. Не допускается предусматривать проходы вспортивные помещения через жилые и учебные секции. Вход в спортивный зал израздевальных предусматривается непосредственно или через обособленный коридор.

5.93. Снарядная должна соединятьсясо спортивным залом через дверь или открытый проем шириной не менее 2 м и высотойне менее 2,2 м. Длина снарядной из условий хранения гимнастического бревнадолжна быть не менее 5 м. Пол снарядной должен быть в одном уровне с поломспортивного зала (без порога).

5.94. В этой группе рекомендуетсядополнительно предусматривать помещения для хранения лыж и велосипедов,необходимость и площади которых определяются заданием на проектирование.

Таблица 5.8.

Рекомендуемые состав и площади досуговых и физкультурно-оздоровительныхпомещений

№№

п.п.

Наименование помещений

Площадь помещений, м2

Примечания

На 1 место

всего

I. Досуговые помещения

1.

Актовый зал

1,0

Используется также длязанятий театральной студии

2.

Эстрада при зале

Глубина эстрады — 3,5-4м

3.

Кинопроекционная с перемоточнойи радиоузлом

26

 

4.

Фойе — Зимний сад

0,9

На 1 место в зале.Используется для организации музея детских поделок.

5.

Санитарные узлы длямальчиков и девочек с умывальником в шлюзе при фойе

16´2

 

6.

Помещение для артистов

15´2

 

7.

ФильмоЗамена систем отоплениятека

8

 

8.

Помещение пожарногопоста

10

 

9.

Кладовая мебели иреквизита

20

 

10.

Кладовая аппаратуры

10

 

II. Физкультурно-оздоровительныепомещения

1.

Спортивный зал 12´24 м

288

 

2.

Снарядная

16

Смежно со спортивнымзалом

3.

Раздевальные для девочеки для мальчиков с душевыми и санитарными узлами

24´2

 

4.

Комнатаинструкторов-методистов с санузлом в шлюзе

10+3

 

5.

Санитарный узел сумывальником для персонала

3

 

6.

Комната храненияпредметов уборки

4

 

Помещенияизолятора

5.95. Рекомендуемый состав и площадипомещений изолятора приведены в таблице 5.9.

5.96. Вместимость изолятора следуетпредусматривать из расчета 10-15 % от числа воспитанников стационарногоотделения.

5.97. Помещения изолятора соединяетсяс остальными помещениями СП через тамбур-шлюз, в котором следует размещатьумывальник и вешалку для смены халатов.

5.98. Всостав помещений изолятора следует включать изоляционные палаты на 1 и 3 чел.

5.99.Между изоляционными палатами и коридором следует предусматривать глухие (неоткрывающиеся) окна для наблюдения за детьми.

5.100.Для организации питания детей, находящихся в изоляторе, в состав его помещенийследует включать столовую с буфетной и моечной посуды. Оборудование буфетнойрассчитано на подогрев готовой пищи.

5.101.Вход в санитарные узлы в изоляторе следует проектировать из коридора,обособленно от жилых палат (для возможного наблюдения за воспитанниками).Рекомендуемое оборудование санитарного узла: унитаз, умывальник; туалетной: унитаз,умывальник, ванна.

Таблица 5.9.

Рекомендуемый состав иплощади помещений изолятора.

№№

п.п.

Наименование помещений

Площадь помещений, м2

Примечания

1.

Изоляционная палата на 1место

6

 

2.

Изоляционная палата на 3места

15

 

3.

Санитарный узел длявоспитанников

3

 

4.

Туалетная длявоспитанников

4

 

5.

Процедурная

8

 

6.

Кабинет врача,медицинской сестры

16

 

7.

Комната персонала сраздевальной и санузлом

10+4+3

Состав оборудованиясанузла: душ, унитаз, умывальник

8.

Столовая

20

 

9.

Буфетная с моечнойпосуды

12

 

10.

Кладовая со шкафами длячистого и грязного белья

6

 

11.

Комната храненияуборочного инвентаря

4

 

Помещенияпитания

5.102.Питание для воспитанников стационарного отделения организуется в одну смену вобщей столовой.

5.103.Площадь обеденного зала принимается из расчета 1,8 м2 на 1посадочное место; при зале предусматривается умывальная из расчета 3 м2(1 умывальник) на каждые 18-20 мест.

5.104.Производственные помещения кухни следует рассчитывать на работу на сырье. Кромепитания детей, помещения кухни должны обеспечивать питание персонала.

Впроизводственные помещения столовой должен предусматриваться отдельный вход.

5.105.Для питания персонала предусматривается обеденный зал самообслуживания (илибуфет) из расчета 1,8 м2 на 1 посадочное место. Его следуетрасполагать в составе помещений кухни или администрации. Количество местопределяется заданием на проектирование, исходя из количества питающихся вучреждении, продолжительности обеденного времени и количества смен. При залепредусматривается подсобное помещение, предназначенное для раздачи пищи,хранения и мойки посуды площадью 8 м2.

5.106.Для обслуживания карантинного отделения и изолятора при помещениях кухниследует предусматривать раздаточную, которая имеет удобный доступ к внутреннимкоммуникационным связям (коридорам, лестницам).

5.107.Учитывая специфику контингента воспитанников СП (большое количество детей схроническими заболеваниями в запущенной форме) в состав производственныхпомещений кухни следует включать кабинет диетсестры.

5.108.Рекомендуемые состав и площади производственных помещений кухни приведены втабл. 5.10.

Таблица 5.10

Рекомендуемый состав иплощади производственных помещений кухни

№№

п.п.

Наименование помещений

Площадь помещений, м2

Примечания

1.

Горячий цех

} 35

 

2.

Холодный цех

 

3.

Рыбный цех

} 9

 

4.

Мясной цех

 

5.

Хлеборезка, хранениехлеба

4

 

6.

Цех мучных изделий

6

 

7.

Раздаточная

16

 

8.

Сервизная

6

 

9.

Моечная кухонной посуды

10

 

10.

Моечная столовой посуды

14

 

11.

Моечная котлов

10

 

12.

Охлаждаемая камера дляхранения:

 

 

— молочных продуктов

6

 

— рыбы, мяса

6

 

— яиц

6

 

13.

Кладовая сухих продуктов

6

 

14.

Кладовая овощей

12

 

15.

Кладовая суточногозапаса

8

 

16.

Помещение первичнойобработки овощей

6

 

17.

Загрузочная, кладоваятары

8

 

18.

Камера утилизацииотходов с техническим сливом

4

 

19.

Комната заведующегопроизводством

8

 

20.

Кабинет диетсестры

8

 

21.

Бельевая, гардеробнаяперсонала, душевая, уборная

14

 

22.

Комната храненияпредметов уборки

4

 

Административно-бытовыепомещения

5.109. Рекомендуемый состав и площадиадминистративно-бытовых помещений приведены в таблице 5.11.

5.110. В составадминистративно-бытовых помещений рекомендуется включать группу помещенийорганизации перевозки несовершеннолетних, предназначенную для доставки исопровождения ребенка к месту его дальнейшего проживания. Группа состоит из 2кабинетов: кабинета заведующего отделением и кабинета специалистов. Кабинетспециалистов рассчитан на одновременное пребывание 7 сотрудников.

5.111. Кладовую чистого бельярекомендуется располагать при жилых помещениях.

5.112. Кладовую грязного белья,прачечную, помещение для приготовления дезраствора, кладовую сезонной одежды иинвентарные рекомендуется располагать в подвальном помещении.

Таблица 5.11.

Рекомендуемые состав иплощади помещений административно-бытового обслуживания.

№№

п.п.

Наименование помещений.

Площадь помещений, м2

Примечания.

1.

Кабинет директора

36

 

2.

Приемная

18

Смежно с кабинетом директора

3.

Канцелярия

12

 

4.

Кабинет заместителядиректора по хозяйственной части

16

 

5.

Помещение дежурногоперсонала технического обслуживания

14

 

6.

Бухгалтерия с кассой

18+4

 

7.

Комната сестры-хозяйки

12

 

8.

Кабинет заведующегоотделением организации перевозки несовершеннолетних

12

 

9.

Кабинет специалистовотделения организации перевозки несовершеннолетних

36

 

10.

Комната психологическойразгрузки персонала

18

 

11.

Комната отдыха персонала

36

 

12.

Компьютерный центр сархивом

36+10

 

13.

Помещение пожарногопоста

12

 

14.

Кладовая чистого белья

 

 

15.

Кладовая грязного белья

18

Располагается рядом с прачечной

16,

Прачечная

36

 

17.

Помещение дляприготовления дезраствора

6

 

18.

Кладовая сезонной одеждыи обуви

22

Оборудуется вытяжкой и принудительной вентиляцией

19.

Инвентарные

40

 

20.

Санитарные узлы для мужчини женщин с умывальниками в шлюзе

3´2

 

21.

Кабины личной гигиеныдля женщин

2

Разместить при санитарном узле

22.

Комната храненияуборочного инвентаря

4

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. СТОЛ СПЕЦИАЛИСТА

2. СТУЛ

3. СТОЛ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРА

4. ШКАФ-СТЕЛЛАЖ

5. ЖУРНАЛЬНЫЙ СТОЛ

6. МЯГКАЯ МЕБЕЛЬ

7. УМЫВАЛЬНИК

8. ВЕШАЛКА ДЛЯ ПОЛОТЕНЦА

РИС. П.1. КАБИНЕТ СПЕЦИАЛИСТА (ПСИХОЛОГА, ЮРИСТА ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮПРАВОСУДИЯ)

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

I. КЛУБ

1. ОБЕДЕННЫЙ СТОЛ

2. СТУЛ

3. ШКАФ ДЛЯ СУХИХ ПРОДУКТОВ

4. ХОЛОДИЛЬНИК

5. РАБОЧИЙ СТОЛ С МИКРОВОЛНОВОЙ ПЕЧЬЮ ИЭЛЕКТРОЧАЙНИКОМ

6. РАКОВИНА

7. ЖУРНАЛЬНЫЙ СТОЛИК

8. МЯГКАЯ МЕБЕЛЬ

9. ТЕЛЕВИЗОР

10. НАВЕСНЫЕ ПОЛКИ ДЛЯ ПОСУДЫ

II. ЛАБОРАНТСКАЯ

2. СТУЛ

11. СТОЛ СПЕЦИАЛИСТА

12. ШКАФ-СТЕЛЛАЖ

13. ЗЕРКАЛО ГЕЗЕЛЛА

РИС. П.2. ПОМЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГОКЛУБА С ЛАБОРАНТСКОЙ

I. СПАЛЬНЯ НА 1 МЕСТО

II. СПАЛЬНЯ НА 9 МЕСТ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. КРОВАТЬ

2. ДЕТСКИЙ СТУЛ

3. СТУЛ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

РИС. П.3. ПРИМЕРЫ ПЛАНИРОВКИ СПАЛЕН НА 1 И 9МЕСТ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. СТОЛ УЧЕНИЧЕСКИЙ

2. СТУЛ ДЕТСКИЙ

3. СТУЛ

4. СТОЛ ВОСПИТАТЕЛЯ — ПЕДАГОГА

5. СТЕЛЛАЖ С Замена систем отопленияАППАРАТУРОЙ

6. СТЕЛЛАЖ

7. ЖИВОЙ УГОЛОК

8. УЧЕНИЧЕСКАЯ ДОСКА

9. УМЫВАЛЬНИК

10. ВЕШАЛКА ДЛЯ ПОЛОТЕНЦА

РИС. П.4. ВАРИАНТЫ ПЛАНИРОВКИ ГРУППОВОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГОВОЗРАСТА


ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. кровать                                                                                                                                                                                           2.стул

РИС. П.5. ПЛАНИРОВКА СПАЛЬНЫХ КОМНАТ НА 1, 4 И5 МЕСТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА


ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

I. КОМНАТА ПРИГОТОВЛЕНИЯ УРОКОВ

1. СТОЛ УЧЕНИЧЕСКИЙ

2. СТУЛ

3. СТОЛ УЧИТЕЛЯ

4. СТЕЛЛАЖ

5. КЛАССНАЯ ДОСКА

6. УМЫВАЛЬНИК

7. ВЕШАЛКА ДЛЯ ПОЛОТЕНЦА

II. ИГРОВАЯ

1. СТОЛ ИГРОВОЙ

2. СТУЛ

3. СТОЛ ВОСПИТАТЕЛЯ

4. СТЕЛЛАЖ

5. УМЫВАЛЬНИК

6. ВЕШАЛКА ДЛЯ ПОЛОТЕНЦА

7. КЛАССНАЯ ДОСКА

РИС. П.6. ПРИМЕРЫ ПЛАНИРОВКИКОМНАТЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ УРОКОВ (I) И ИГРОВОЙ (II) ДЛЯДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Стол ученический

2. СТОЛ УЧИТЕЛЯ

3. СТУЛ

4. СТЕЛЛАЖ

5. УГОЛОК РЕЛАКСАЦИИ

6. МЯГКАЯ МЕБЕЛЬ

7. УЧЕНИЧЕСКАЯ ДОСКА

8. УМЫВАЛЬНИК

9. ВЕШАЛКА ДЛЯ ПОЛОТЕНЦА

РИС. П.7. КЛАСС С УГОЛКОМРЕЛАКСАЦИИ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

I. КАБИНЕТ

1. СТОЛ УЧЕНИЧЕСКИЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ

2. СТУЛ УЧЕНИЧЕСКИЙ

3. СТОЛ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ

4. СТУЛ УЧИТЕЛЬСКИЙ

5. МОЙКА (УМЫВАЛЬНИК)

6. БАК ДЛЯ МУСОРА

7. КЛАССНАЯ ДОСКА

8. КОМБИНИРОВАННЫЙ ШКАФ

II. III.- ЛАБОРАНТСКИЕ

9. ШКАФ — СТЕЛЛАЖ

РИС. П.8. КАБИНЕТ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИКОЙ И ХИМИЕЙ (I) С ЛАБОРАНТСКИМИ (II) И (III)

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. СТОЛ

2. СТУЛ

3. СТОЛ СПЕЦИАЛИСТА

4. СТОЛ ДЛЯ СЕРВЕРА (ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРОЦЕССОРА)

5. ШКАФ — СТЕЛЛАЖ

6. СТОЛ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРА (ТЕРМИНАЛА)

7. ПОЛКИ ПОДВЕСНЫЕ

8. УМЫВАЛЬНИК

9. ВЕШАЛКА ДЛЯ ПОЛОТЕНЦА

10. КЛАССНАЯ ДОСКА

РИС. П.9. КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

I. ИЗОСТУДИЯ

1. МОЛЬБЕРТ

2. ПОМОСТ ДЛЯ МОДЕЛЕЙ

3. ВЫСТАВКА РИСУНКОВ И КАРТИН

4. СТОЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

5. СТУЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

6. УМЫВАЛЬНИК

7. ВЕШАЛКА ДЛЯ ПОЛОТЕНЦА

II. КЛАДОВАЯ

8. КОМБИНИРОВАННЫЙ ШКАФ

РИС. П.10. КЛАСС РИСОВАНИЯ -ИЗОСТУДИЯ (I) С КЛАДОВОЙ (II)

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. РАБОЧИЙ СТОЛ

2. СТОЛРУКОВОДИТЕЛЯ

3. СТЕЛЛАЖ

4. СТУЛ

5. ТАБУРЕТ

6. РАКОВИНА

РИС. П.11. ВАРИАНТЫПЛАНИРОВКИ КРУЖКОВЫХ КОМНАТ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. СТОЛ-ШКАФ КУХОННЫЙ

2. ХОЛОДИЛЬНИК

3. МОЙКА

4. ПЛИТА

5. СЕРВИРОВОЧНАЯ СТОЙКА С РАЗДЕЛОЧНЫМ СТОЛОМ

6. КОМБИНИРОВАННАЯ СТЕНКА

7. ТАБУРЕТ

8. ОБЕДЕННЫЙ СТОЛ

9. СТУЛ

10 СТОЛ РЕЗЕРВНЫЙ

РИС. П.12. МАСТЕРСКАЯ КУЛИНАРНОГО ТВОРЧЕСТВА (КУЛИНАРИЯ)

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

I. КОМНАТА

1. СТУЛ

2. ПЮПИТР

3. ПОМОСТ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

4. ПИАНИНО

5. ТАБУРЕТ ВИНТОВОЙ

6. СТОЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

II. КЛАДОВАЯ

7. ШКАФКОМБИНИРОВАННЫЙ

РИС. П.13. КОМНАТА МУЗЫКАЛЬНЫХЗАНЯТИЙ (1) С КЛАДОВОЙ ИНСТРУМЕНТОВ (П)

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. СТОЛ

2. СТУЛ

3. СТОЛ СПЕЦИАЛИСТА

4. КРЕСЛО

5. ШКАФ-СТЕЛЛАЖ

6. УМЫВАЛЬНИК

7. ВЕШАЛКА ДЛЯ ПОЛОТЕНЦА

РИС. П.14. КАБИНЕТ ГРУППОВОЙПСИХОТЕРАПИИ НА 9 ЧЕЛОВЕК

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. СТОЛ

2. СТУЛ

3. СТОЛ СПЕЦИАЛИСТА

4. СТОЛ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРА

5. УМЫВАЛЬНИК

6. ВЕШАЛКА ДЛЯ ПОЛОТЕНЦА

7. УГОЛОК РЕЛАКСАЦИИ

8. УЧЕНИЧЕСКАЯ ДОСКА

9. ШКАФ — СТЕЛЛАЖ

РИС. П.15. КАБИНЕТСОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

I. КАБИНЕТ

1. СТОЛ МЕТОДИСТА

2. СТУЛ МЕТОДИСТА

3. ШВЕДСКАЯ СТЕНКА

4. СКАМЬЯ

5. ЗЕРКАЛО

6. МЕСТА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ (КОВЕР)

II. КЛАДОВАЯ

7. КОМБИНИРОВАННЫЙ ШКАФ

8. МАНЕЖ ДЛЯ СКЛАДИРОВАНИЯ МЯЧЕЙ

III. РАЗДЕВАЛКА

9. СКАМЬЯ ДЛЯ ПЕРЕОДЕВАНИЯ

10. ШКАФ МЕТОДИСТА

11. КРЮЧКИ ДЛЯ ОДЕЖДЫ

12. УМЫВАЛЬНИК

13. ВЕШАЛКА ДЛЯ ПОЛОТЕНЦА

РИС. П.16. КАБИНЕТ ГРУППОВЫХЗАНЯТИЙ ЛФК (I) С КЛАДОВОЙ (II) И РАЗДЕВАЛКОЙ (III)

Услуги по монтажу отопления водоснабжения

ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495)744-67-74

Кроме быстрого и качественного ремонта труб отопления, оказываем профессиональный монтаж систем отопления под ключ. На нашей странице по тематике отопления > resant.ru/otoplenie-doma.html < можно посмотреть и ознакомиться с примерами наших работ. Но более точно, по стоимости работ и оборудования лучше уточнить у инженера.

Для связи используйте контактный телефон ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495) 744-67-74, на который можно звонить круглосуточно.

Отопление от ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ Вид: водяное тут > resant.ru/otoplenie-dachi.html

Обратите внимание

Наша компания ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ входит в состав некоммерческой организации АНО МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ. Мы так же оказываем услуги по независимой строительной технической эесаертизе.

На сегодняшний день большинство частных лиц, а также владельцев крупных предприятий заинтересованы в качественных услугах, которые оказываются опытным штатом специалистов. Если же вас интересует надежный и эффективный монтаж отопления, который будет выполнен грамотным штатом специалистов, отлично разбирающимися в данной сфере, тогда мы рады вам помочь. Наша организация на протяжении длительного периода времени оказывает качественный монтаж отопления и готова выполнить различные ряд услуг, связанных с любыми системами отопления. Мы предоставляем возможность заказать сборку котельной от опытного штата специалистов. Так как содержим грамотный штат мастеров, отлично разбирающийся в данной сфере. Наши сотрудники готовы предоставить качественную установку водоснабжения, а также выполнять монтажные работы, полностью соответствующие индивидуальным пожеланиям. Наша известная Академия-строительства.Москва оказывает ряд преимущественных предложений для каждого заинтересованного потребителя. Поэтому при необходимости любой заинтересованный клиент сможет заказать ряд профессиональных услуг от грамотного штат специалистов. Если же вы решили обратиться в нашу компанию за получением сборки котельной от высококвалифицированных мастеров своего дела, тогда мы поможем вам и в этом. Установка водоснабжения, а также любые другие монтажные работы выполняются от профессионалов своего дела. Мы предоставляем возможность реализовать задуманное в реальность в кратчайшие сроки. При этом не затрачивая внушительных сумм финансовой среды за весь процесс. Благодаря тому, что наша компания предоставляет сочетание расценок и гарантийного качества, нам доверяют многие. Стоимость на выполняемые услуги может варьироваться в зависимости от особых пожеланий клиентов, объема рабочих действий, материалов, и других ключевых моментов. Но несмотря на вышеуказанные факторы цена, как правило, устраивает любого нашего потенциального потребителя, и обеспечивает возможность реализовать задуманное в реальность кратчайшие сроки.
Ремонт квартир, загородных домов, кровля, фундаменты, заборы, ограждения, автономная газификация, частная канализация, отделка фасадов, системы водоснабжения от колодца и скважины, профессиональные современные котельные для частных домов и предприятий.
Для того чтобы системы отопления работали с полной отдачей и потребляли немного топлива, следует регулярно проводить их техническое обслуживание. Прорыв трубы централизованного или автономного отопления может не только привести к снижению температуры в доме, но и к аварийной ситуации.Своевременная замена старых труб отопления и радиаторов позволит создать комфортные и безопасные условия в доме, гарантирует защиту от материальных потерь. Опытные специалисты готовы провести ремонт систем отопления любого типа, подобрав для замены старых элементов системы новые комплектующие по лучшим ценам. Все ремонтные работы проводятся в установленный в договоре срок, на проведенные ремонтные работы компания дает гарантию качества. Для того чтобы жизнь за городом на дачном участке была более комфортной, необходимо создать систему постоянного водоснабжения, которая обеспечит владельцев дачного участка качественной питьевой водой. Только в этом случае жизнь на загородном участке станет действительно комфортной и безопасной. Вода на даче необходима не только для приготовления пищи, питья и водных процедур, но и для полива растений. Иначе смысл обустройства такого участка полностью утрачивается. Использование газа для отопления частного дома требует технологически правильной установки котельного оборудования. Котельная в частном доме может находиться как в жилых помещениях, так в специально оборудованном для этого месте. Обычно под нее отводится цокольный или подвальный этаж, так как это позволяет экономно использовать трубы, сокращая расстояние от места распределения подачи газа к месту его потребления. Обустройство котельной должно соответствовать всем требованиям безопасности, предусмотренным при эксплуатации газового оборудования. Кроме газовой котельной используются котельные, работающие на твердом топливе. При их обустройстве необходимо учитывать места безопасного хранения угля, пеллет, торфа, дров. Также требуется профессиональная установка котлов, счетчиков и разводки. Наша компания готова разработать индивидуальный проект любой котельной частного дома, который учтет все требования владельцев жилого строения и обеспечит бесперебойную работу отопительных систем и системы горячего водоснабжения.
Системы: отопления, водоснабжения, канализации. Под ключ.
Строительная компания
Холдинговая компания СпецСтройАльянс
ООО “ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ” предлагает теплотрассы для частного дома в Москве по недорогой стоимости. У нас можно купить современные трубопроводы и заказать прокладку теплотрассы. ТЕПЛОТРАССЫ ДЛЯ ОТОПЛЕНИЯ ЧАСТНОГО ДОМА. В частных домах ресурс тепла зачастую находится вне дома. Для обеспечения высокоэффективной системы обогрева необходимо доставить носитель тепла в помещение, тогда теплопотери будут минимальными. В независимости от места, где прокладывается теплотрасса – на земле или под почвой, нужно позаботиться о выборе тpубопровода из оптимального материала. Также понадобится обеспечить качественную теплоизоляцию. ООО “ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ” предлагает современные гибкие тpубы теплоизолированные трубы, теплотрассы различных маркировок. Наша компания является прямым дилером трубопроводов от производителя Термафлекс. У нас Вы не только можете купить Флексален, но и заказать быстрый и качественный монтаж. Наши специалисты выполняют наземную и подземную прокладку теплотрасс практически на любой территории. ПОЧЕМУ теплотрассы ДЛЯ ЧАСТНОГО дома ФЛЕКСАЛЕН? Заранее термоизолированные трубопроводы теплоизолированные трубы, теплотрассы являются относительно новым продуктом в области теплоизоляции. Они представляют из себя готовую теплотрассу, и сочетают в себе высокие теххарактеристики полимерных тpубопроводных систем и высокого качества термоизоляции. Благодаря надежному и быстрому монтажу, долговечности тpуб Флексален, предизолированные тpубопроводы особенно интересны при прокладывании внутриквартальных и наружных сетей любого водоснабжения на территориях частных домов и коттеджных поселках – теплового и холодного. Теплотрассы можно прокладывать между постройками, с целью восстановления и обустройства городских теплосетей, также транспортирования производственных и пищевых жидкостей, не только воды. Но и других жидких субстанций. Флексален гибкие, предизолированные, благодаря чему возможна их укладка в трассу, протяженность которой до 300 метров и любой конфигурации. Чтобы произвести монтаж, не потребуется использование специального устройства канала, компенсаторов и соединений. КАК ПРОКЛАДЫВАЮТ ТPУБЫ ДЛЯ ЧАСТНОГО ДOМА СПЕЦИАЛИСТЫ НАШЕЙ КОМПАНИИ. Прокладывание теплотрассы в частном дом овладении выполняется поэтапно. Сначала нужно купить трубы для частного дома . Перед закладкой тpубопровода в почву, нужно произвести подготовку, определяющую основные характеристики будущей теплотрассы. Прокладка проводится следующим образом: Проектируется система. Сначала обследуется здание для установления потерь тепла. Затем осуществляется расчет распределения тепла от обогревателей. Это необходимо для правильного размещения отопительных приборов. Подбирается конфигурация оснащения. Определяется оптимальная окружность коммуникационных сетей, температура теплоносителя. Находится места закрепления распределительных узлов. Документируется проект и сертифицируется, подсчитывается смета. Эти и другие работы выполнят работники ООО “ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ“. Если Вам необходимо купить трубы теплоизолированные трубы, теплотрассы или заказать проклдаку теплотрассы. Обращайтесь. Мы всегда к Вашим услугам!
Прокладка, ремонт и монтаж тепловых сетей, теплотрасс под ключ. Для частных домов и предприятий.